Пластилиновая история
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации.
Отличительная особенность программы. Данной программы в том, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности дошкольника с ТНР, составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала. Большинство заданий рассчитано на одно занятие в неделю, учитывая особенности дошкольника с ТНР: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче.
Развитию творческой фантазии, смекалки способствует вариативность работ и свободного выбора. На занятиях обучающимся предлагается несколько вариантов труда, способов выполнения работы, оформления готовых изделий. Это помогает осуществлять индивидуальный подход в обучении обучающихся. Процесс работы над созданием работ взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодолением трудностей и развитием речевой активности обучающихся.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого начал в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
С целью развития творческих способностей детей на занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, побуждение, поддержка и поощрение их стремления принимать самостоятельные решения по ходу работы. В процессе обучения активно используются инновационные формы обучения (игра, игра-путешествие).
Программа построена так, что обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.