«Талантливые пальчики»
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни, что иное, как окружающая среда, не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты.
Актуальность данной программы состоит в том, что в последние годы возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического развития, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Но невозможно представить процесс этого формирования при каждодневном «удалении человека от своей колыбели – природы, которая поистине прекрасна…». И начинать приобщать человека к прекрасному, надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
В данной работе сделана попытка представить проблему с двух позиций – теоретической и практической: показать значение и вполне обоснованную возможность использования окружающей природы как средства художественно - эстетического развития дошкольников и образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей средствами природы.
Значимость и новизна программы. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность, как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств, становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Отличительная особенность программы. Программа является комплексной. В ее основе – еженедельные интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Ход занятия можно изменять. Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 3-7 лет, наполняемость - до 15 человек одного возраста.
Срок реализации программы и объем учебных часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения, по 36 часов в год, 1 раз в неделю по1 академическому часу.
Календарный учебный график
Уровень обучения |
№ группы |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель в год |
Кол-во учебных дней в год |
Кол-во учебных часов нед./год. |
Режим занятий |
стартовый |
2-я младшая группа |
01.09.22 |
31.05.23 |
36 |
36 |
1/36 |
1 раз в неделю по 1 часу |
базовый |
средняя |
01.09.23 |
31.05.24 |
36 |
36 |
1/36 |
1 раз в неделю по 1 часу |
базовый |
старшая |
01.09.24 |
31.05.25 |
36 |
36 |
1/36 |
1 раз в неделю по 1 часу |
продвинутый |
подготовительная |
01.09.25 |
31.05.26 |
36 |
36 |
1/36 |
1 раз в неделю по 1 часу |
Режим занятий
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность занятий для детей дошкольного возраста составляет:
Возраст детей |
Длительность занятия |
|
от 3 до 4 лет |
15 минут |
|
от 4 до 5 лет |
20 минут |
|
от 5 до 6 лет |
25 минут |
|
от 6 до 7 лет |
30 минут |
Программа является разноуровневой:
- Стартовый уровень – воспитанники 2 младшей группы (3-4 года)
- Базовый уровень – воспитанники средних и старших групп (4-6 лет)
- Продвинутый уровень – воспитанники подготовительных групп (6-7 лет)
Формы обучения. Обучение по программе, осуществляется в очной форме.
Программа занятий
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Талантливые пальчики»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника