Календарь праздников
Запланированные праздники
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №4» ИГОСК составлен в развитие рабочей Программы воспитания с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками МБДОУ «Детский сад №4» ИГОСК в 2023-2024 учебном году.
Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с рабочей программой.
Месяцы |
Дата |
Примеры мероприятий, событий, проектов |
Направления воспитания, ценности |
|
Младший и средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||
СЕНТЯБРЬ |
1 сентября |
День радостных встреч «Здравствуйте, это я!», «Наша группа» |
Праздник «Детский сад встречает ребят!» Тематическое развлечение «День знаний» Выставка рисунков «Как я провел лето», «Я и море» |
Социальное, познавательное |
8 сентября Международный день распространения грамотности |
Беседа «Что значит быть грамотным?!» (уметь читать, писать; обладать знаниями, необходимыми для жизни, будущей работы). Обсуждение и разучивание пословиц, поговорок Игра-путешествие «Путешествие в страну грамотейки» (ст.гр.) |
Родина, патриотическое, познание |
||
1-2 неделя |
Неделя безопасности дорожного движения (игровые ситуации) |
Неделя безопасности дорожного движения (викторины, ситуации общения, беседы) Спортивное развлечение «В гостях у Светофорыча» Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные детям знать положено» |
Социально-познавательное Физическое и оздоровительное |
|
3-4 неделя |
Разговор о здоровом питании детей Экскурсия-путешествие в гости к огородному пугалу (на территории ДОУ) Акция «Трудовой десант» Выставка творческих работ «Что нам осень подарила» |
Трудовое, познавательное, этико-эстетическое |
||
27 сентября День воспитателя и всех дошкольных работников |
Беседы о профессии воспитатель и работниках детского сада Экскурсия по саду «Кто работает в нашем саду» Выставка детских работ «Мой любимый воспитатель и мл. воспитатель» |
Благодарность, дружба Социальное |
||
ОКТЯБРЬ |
1 октября Международный день пожилых людей Международный день музыки |
Беседы с детьми о бабушках, дедушках, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям Акция «Подари рисунок «Спасибо вам, бабушки, дедушки!» |
Тематическое мероприятие «День пожилого человека», |
Благодарность, семья, уважение, дружба Социальное Социально-познавательное Этико-эстетическое |
4 октября Всемирный день животных |
Беседа помощь животным Фотовыставка «Мой любимый питомец» |
Социальное, трудовое |
||
5 октября День учителя |
Экскурсия в школу (подготовительная группа) |
Познавательное, социальное патриотическое, |
||
16 октября День отца в России |
Беседы с детьми о папах Общее панно-коллаж «Наши папы лучше всех» |
Беседы с детьми о папах |
Социальное, семья, патриотическое Физическое и оздоровительное |
|
4 неделя 1 неделя ноября |
Тематические осенние праздники «Осенняя ярмарка» |
Патриотическое, социальное, этико- эстетическое |
||
4-я неделя октября День рождения ДОУ |
Ситуативные беседы, поздравление сотрудников детского сада стихами, открытками, плакатами |
Познавательное, социальное патриотическое, |
||
НОЯБРЬ |
3 ноября 135 лет со дня рождения С.Я. Маршака |
Час произведений С.Я. Маршака (посещение библиотеки – ст гр.) Беседы с детьми о С.Я. Маршаке, о его творчестве (ст. гр.) Выставка детских рисунков «Любимые герои сказок и стихов Маршака» Конкурс чтецов «Путешествие по страничкам произведений С.Я. Маршака» |
Патриотическое, познавательное, социальное |
|
4 ноября День народного единства |
Стихи о Родине, загадки о символах страны (березка, матрешка…), рассматривание иллюстраций по теме– ср. гр. |
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему: «Дружба народов разных национальностей», «Национальные обычаи народов», «Русский народный костюм». Рассматривание альбома «Символика страны» |
Патриотическое, этико- эстетическое, трудовое, Родина, единство |
|
2 неделя Безопасность на дороге |
Ситуации общения «Безопасность на дороге» Проведение игр-тренингов: «Помоги Незнайке перейти улицу», «На перекрестке», «Едем, едем на велосипеде!». Акция «Засветись!» |
Беседы «Улицы города», «Виды транспорта в городе» Цикл бесед по профилактике ДДТТ Акция «Засветись!» (изготовление световозвращающих элементов с детьми старшего возраста) |
Социальное, познавательное Физическое и оздоровительное |
|
18 ноября День рождения Деда Мороза |
Ситуация общения «Волшебник Дед Мороз» Беседа «Я хочу на Новый год…» |
Беседа о родине Деда Мороза г. В-Устюг Письмо Деду Морозу |
Патриотическое, социально-познавательное |
|
27 ноября День матери в России |
Выставка творческих работ ко Дню Матери «Вместе с мамой: творим, рисуем, мастерим». Песни про маму, совместные подвижные игры с мамами, детские сюжетно-ролевые игры |
Мастер-класс от мам «Вместе с мамой: творим, рисуем, мастерим». Музыкально-литературная гостиная, развлечение |
Патриотическое, социальное, этико- эстетическое |
|
ДЕКАБРЬ |
3 декабря Международный день инвалидов |
Беседы «Люди так не делятся...», «Если добрый ты...» |
Беседы «Люди так не делятся...», «Если добрый ты...» Просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик–семицветик» |
Патриотическое, познавательное, социальное |
5 декабря День добровольца (волонтера) в России |
Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «День добрых дел» - оказание посильной помощи мл. воспитателю Акция «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) |
Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», Кто такие волонтеры». «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании Акция - рудовой десант «Расчистка участков от снега» (поможем дворнику) Акция «Каждой пичужки –по кормушки», «Покормите птиц» (изготовление корма для птиц) |
Патриотическое, познавательное, социальное, трудовое |
|
8 декабря Международный день художника |
Беседы «Кто такой художник», «Что нужно художнику» Творческая мастерская «Наши руки не для скуки» |
Беседы «Творческая профессия – художник» Выставка работ известных художников родного края, страны. Галерея юных художников |
Патриотическое, этико-эстетическое, познавательное |
|
3-4 неделя |
Праздники «Новый год у ворот», «В гостях у Деда Мороза» Трудовая акция «Украсим группу и прогулочный участок» - мастерская Деда Мороза |
Социальное, этико-эстетическое, трудовое |
||
ЯНВАРЬ |
2 неделя (Неделя зимних каникул) |
Мероприятия на неделе зимних каникул (спортивные развлечения, творческие мастерские, квест-игра «В поисках лекарства для Деда Мороза», рождественские вечера, Колядки) |
Этико-эстетическое, патриотическое, социальное, познавательное |
|
11 января Всемирный день «Спасибо» |
Беседы «Уроки вежливости», «Вежливые слова», «Спасибо на разных языках» «Вежливые сказки» |
Социальное, Познавательное, благодарность, дружба |
||
21 января Международный день доброты и объятий |
Беседа на тему «Что такое дружба», стихи, песни о дружбе |
Социальное, Познавательное, благодарность, дружба |
||
27 января. День полного освобождения Ленинграда отфашистской блокады |
Беседа с презентациями «900 дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни». Знакомство с художественной литературой и музыкальными произведениями по теме |
Патриотическое, социальное, познавательное |
||
ФЕВРАЛЬ |
8 февраля. День российской науки |
Познавательно-игровое развлечение «Путешествие в мир опытов» |
Тематическая неделя «Путешествие в страну Науки» Опыты и эксперименты «Юные химики» |
Патриотическое, Познавательное Физическое |
Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Уроки тётушки Совы», «Хотим всё знать», «Семья почемучек» Беседы по сказкам Т.А. Шорыгиной «О предметах и явлениях» |
||||
21 февраля. Международный день родного языка |
Девиз дня: «Богат и красив наш русский язык» (сопровождение всех режимных моментов произведениями устного народного творчества) «Познание»: «Мы — россияне, наш язык— русский» (ст. гр.) «Ярмарка» (традиции русского народа, народные игры) (ст. гр.) |
Патриотическое, социальное, познавательное, этико-эстетическое |
||
23 февраля. День защитника Отечества |
Ситуации общения «Папа может, папа может», Оформление фотовыставки «Наши папы» Вручение подарков папам |
Беседа «Военные профессии», «Крепки и сильны русские богатыри». Праздник «День защитника Отечества» Выставка творческих работ «Наши папы удалые» спортивный праздник (с участием пап); |
Патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, семья |
|
20-26 февраля Масленица |
Заклички, народные подвижные игры Встречай Масленицу! |
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» Посещение избы Изготовление «Масленицы» Цикл бесед о правильном питании |
Познавательное, социальное |
|
МАРТ |
3 марта 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского |
Час произведений К.Д. Ушинского «Сказка за сказкой» (чтение, просмотр мультфильмов) Беседы с детьми о К.Д. Ушинском, о его творчестве (ст. гр.) Посещение библиотеки (литературный экскурс по произведениям К.Д. Ушинского) |
Патриотическое, познавательное, социальное |
|
8 марта. Международный женский день |
Праздничные концерты, посвященные международному женскому дню Цикл бесед о маме, бабушке, сестре, девочках, семье Творческие мастерские «Подарок для мамочки». выставка рисунков («Моя мама», «Моя бабушка», «Любимая сестрёнка») |
Патриотическое, социальное, познавательное, этико-эстетическое |
||
13 марта 110 лет со дня рождения С.В. Михалкова |
Час произведений С.В. Михалкова (чтение, просмотр мультфильмов) Беседы с детьми о С.В. Михалкове, о его творчестве (ст. гр.) Посещение библиотеки |
Патриотическое, познавательное, социальное |
||
27 марта Всемирный день театра |
Неделя театра (показ разных видов театра) Фестиваль театрализованных представлений по произведениям С.В. Михалкова |
Патриотическое, познавательное, социальное, этико-эстетическое |
||
АПРЕЛЬ |
6 апреля День русской народной сказки |
Чтение русских народных сказок, театрализация Творческая мастерская «Любимый герой сказки» Изготовление книг «Сочини сказку» (ст. гр.) |
Патриотическое, Познавательное, трудовое, социальное |
|
12 апреля. Всемирный день авиации и космонавтики |
Чтение стихов и произведений о космосе, просмотр иллюстраций Подвижные и строительные игры |
Цикл бесед. Организация выставки по теме Просмотр познавательных мультфильмов (о космосе, космических явлениях Спортивный праздник, посвященный Дню космонавтики (ст. возраст); досуг «Космонавты» Конструирование ракет |
Познавательное, трудовое, этико-эстетическое |
|
22 апреля. Всемирный день Земли |
Акция «Цветочек на подоконнике» (озеленение прогулочных участков) Творческая мастерская «Съел конфетку не сори – фантик в дело примени» |
Беседы с детьми об экологических проблемах на Земле, мероприятие Акция «Цветочек на подоконнике» (озеленение прогулочных участков) |
Познавательное, Экологическое, трудовое |
|
МАЙ |
1 неделя мая Праздник весны и труда |
Слушание и исполнение песен, художественных произведений о весне и труде, слушание музыки о весне Знакомство с пословицами и поговорками о труде Волонтерское движение «Дошколята-эколята» - (уборка территории); |
Трудовое, познавательное, этико-эстетическое, социальное |
|
9 мая. День победы Международная акция «Георгиевская ленточка» |
Чтение стихотворения Барто «Флажок» и др. Беседа на тему «День победы», Рассматривание картинок «Военная техника» Коллективная работа «Салют», «летят самолеты», «Горит на солнышке флажок» |
Цикл бесед «Детям о ВОВ» (по возрасту) Выставка детских рисунков «День Победы». Создание музейной экспозиции в группах «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней» Акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» Акция «Окна Победы» Акция памяти «Возложение цветов к Вечному огню» Обзорная экскурсия «Память войны на улицах Котласа» Парад Победы и фестиваль песни и пляски Спортивно-патриотическая игра «Зарница» |
Познавательное, патриотическое, социальное, семья, физическое и оздоровление, этико-эстетическое |
|
ИЮНЬ |
1 июня День защиты детей |
Беседы о правах детей, «Дружат дети на планете»; Музыкально-спортивное мероприятие «Дети должны дружить» Рисунки на асфальте «Солнечное лето для детей планеты» Цикл бесед о ПДД. |
Патриотическое, социальное, семья |
|
12 июня. День России День рождения города |
Цикл бесед о России, родном городе, государственной символике. Выставки творческих работ «Россия – гордость моя!», фотовыставка «Любимое место в городе» развлечения, викторины о стране и родном крае. Литературный час «Котласские писатели детям» |
Патриотическое, социальное, семья |
||
22 июня. День памяти и скорби (ср. и ст. гр.) |
Поэтический час «Мы о войне стихами говорим» Тематические беседы «Страничка истории. Никто не забыт» Прослушивание музыкальных композиций «Священная война», «22 июня ровно в 4 часа…», «Катюша» Игра «Перевяжи раненого солдата», «Саперы», «Разведчики» Совместное рисование на темы «Голубь мира», «Я хочу чтоб не было больше войны!» |
Патриотическое, познавательное |
||
ИЮЛЬ |
8 июля. День семьи, любви и верности |
Беседы «Мой семья», «Отдыхаем всей семьей» игра «Мамины и папины помощники» Рисунки на асфальте «Ромашковое поле» |
Цикл бесед о семье. Утренняя зарядка всей семьей. творческая мастерская «Ромашка на счастье |
Социальное, семья |
17 июля Единый день фольклора |
Беседа «Народные игрушки» Фольклорный праздник «Сядем рядком, поговорим ладком» Творческая мастерская «Такие разные матрешки» «Загадки из бабушкиного сундучка» |
Беседа «Народные промыслы России» Беседа-игра «В каждой избушке свои игрушки» (изготовление куклы-оберега) Познавательно-игровая программа «Как играли в старину» Конкурсно-игровая программа «В стране русского фольклора» Выставка рисунков «По страницам русского фольклора» |
Патриотическое, познавательное |
|
АВГУСТ |
14 августа. День физкультурника |
Цикл бесед о ЗОЖ. Чтение и рассматривание иллюстраций с летними видами спорта. Игры на свежем воздухе День соревнований «Такие разные мячи» |
Цикл бесед о ЗОЖ и здорово питании. Чтение и рассматривание иллюстраций с летними видами спорта. Квест-игра «В поисках здоровья» Просмотр мультфильмов |
Патриотическое, социальное, физическое и оздоровительное |
22 августа. День государств. флага Российской Федерации |
Беседа «Флаг России» игры «Собери флаг», «Что означает этот цвет?», «Передай флажок», «Чей флажок быстрей соберется?», «Будь внимательным», «Соберись в кружок по цвету». |
Беседа «Исторические факты появления флага» Игра-викторина «Флаг державы –символ славы» Выставка, посвященная Дню Российского флага |
Патриотическое |
|
27 августа. День российского кино |
Беседы на темы: «Что мы знаем о кино?», «Как снимают кино?» Дидактические игры «Придумай новых героев» и «Эмоции героев» Рисованием на тему «Мой любимый герой мультфильма» |
Этико-эстетическое, социальное |
Правила посещения праздников
Правила поведения родителей на детских утренниках:
- Придя на праздник, помните, что он организован для всех детей, а не только для Вашего ребенка.
- Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
- Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви (бахилах) и без верхней одежды ( в холодное время года).
- Бурные реакции в ходе утренника могут помешать детям и воспитателю, который ведет утренник. Это отвлечет их от самого праздника.
- Если Вы вдруг увидели, что вашему ребенку нужно поправить костюм, не волнуйтесь и не пытайтесь поправить это, зовя его к себе. -Воспитатель обязательно увидит проблему Вашего ребенка и обязательно поможет ему.
- Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.
- Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.
- Излишняя фото- и видеосъемка отвлекает детей, поэтому не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом делать ребенку жесты, обращать его внимание только на вашу камеру, мешая ему и другим детям наслаждаться праздником и нарушает праздничный настрой.
- Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места.
- Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.
- Если вдруг, читая стихи или слова своей роли, Ваш ребенок забыл текст, не следует выкрикивать подсказку с места. Музыкальный руководитель и воспитатель тихонько подскажут ребенку.
- По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.
- Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.
- Вы решили, что Ваш ребенок не полностью раскрыл свои возможности на утреннике – не беда. Впереди масса интересных праздников и развлечений, где Ваш ребенок еще сможет показать свои таланты.
- Не беспокойтесь о том, что чей-то ребенок может то, чего ваш пока не умеет. Настанет время, когда Ваш малыш все это сделает с не меньшим успехом. Мы вместе с вами поможем ему в этой победе!
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Всегда сравнивайте с самим собой. Пусть его личные успехи и достижения порадуют Вас.
- Помните: утренник для всех детей! Участвовать в празднике: петь песни, танцевать, читать стихи, разыгрывать сценки хотят все дети.
- Умейте порадоваться за всех маленьких артистов!
- Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут до начала назначенного времени
- Не забудьте взять с собой сменную обувь. В детском саду меняют обувь и дети и взрослые — из соображений общей чистоты и личной гигиены
- Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если праздник будет проводиться после обеда
- На празднике следует вести себя тихо, не разговаривать и не вмешиваться в процесс мероприятия
- Не забудьте отключить сотовые телефоны. Звонки ваших мобильных телефонов могут сбить с курса и детей, и педагогов
- Благодарите детей аплодисментами!
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Зачем нужны праздники в детском саду
«Праздник в детском саду: для кого они?»
Наверное, никто не будет спорить, что праздники в детском саду нужны. И родители, и педагоги, и дети в этом вопросе единодушны. А вот для чего они нужны и что же такое праздник? В сценариях утренников часто можно прочитать, что цел праздника- показать родителям, каких успехов добились их дети в развитии речи, танцах, пении и т.д. И тогда праздник становиться отчетным концертом, на котором воспитатели, музыкальные работники должны отличаться, что дети все «усвоили». В результате с детьми репетируют до изнеможения, им известен вес ход праздника, они заучивают ответы и даже знают, из какой двери выйдет дед мороз, чтобы не стоять к нему спиной и т.д. Такой подход также предполагает, что родители только зрители. Вед именно им показывают детские успехи. Или ее хуже:- родители проверяющие. Для ребенка праздник превращается в тренировки и репетиции, исчезает сказка, неожиданность, эмоции. Причем такие праздники и взрослыми обычно репетируются «по бумажке», то есть изначально неожиданные ходы исключены. Все четко определенно, и чаще всего сценарий никак не связан с детской жизнью в группе. Здесь напрашивается вопрос : а праздник это для ребенка?
Если спросить детей, что такое праздник , они тут же ответят: радость, волшебство, сладости, веселье. Важно слышать голос ребенка и помнить, что на празднике радость намного важнее дидактики и отчета. Праздники с друзьями и близкими людьми, ожидание чуда. Праздник - это всегда событие которое эмоционально значимо для ребенка и в котором он лавный участник. Возможно ли в детском саду сделать такой праздник? Да, если сместить акцент с демонстрации детских достижений родителям на объединяющую роль праздника, предполагающую разделенную радость и ощущение чуда. На таком празднике дети за ранее не знают всего, что будет происходить. Праздник тесно связан с жизнью группы и детскими интересами. Сценарий у него рамочный, предполагающий импровизацию, открытый для детей, придуманный именно для них. Праздник планируется как кульминация какого-то события из детской жизни.
Само ожидание праздника также ценно. Например, у детей что-то происходит в группе (приходит письмо, приглашение и т.д.). Они готовятся, но никто именно, строят догадки. Потом выясняется, что такого-то числа они куда-то отправятся, что-то произойдет. Очень важно, что дети зовут родителей и как помощников, и для того, чтобы чему-то вместе порадоваться. Таким образом, родители - не просто зрители, а тоже участники праздника. Они переживают его вместе со своими детьми. Дети активно участвуют в выборе музыки, постановке танца, сами делают костюмы. В праздник вовлекаются родители, они вместе с детьми выполняют задание, поют песни, разгадывают загадки. Важно, что весь ход праздника разворачивается на глазах у детей, они эмоционально вовлечены, активны, а в конце наступает всеобщая радость. Очень важно после праздника выделить особое время для рефлексии, чтобы дети могли осмыслить свой опыт, вспомнить, что им больше всего понравилось, а что нет. Если педагоги относятся к празднику как к публичному выступлению и отчетному концерту, то они стремятся, в первую очередь, поставить идеальные танцы и выучить песни. Репетиции проводятся часто и занимают много времени. Для ребенка подготовка к празднику, и сам праздник превращается в стресс. А родители становятся зрителями, которым демонстрируют достижения детей. Праздник в детском саду могут проводить в разной форме: сказка для детей, спектакль, квест и т.д.
В дошкольном возрасте танец для ребенка- это, прежде всего, возможность выразить себя. Это один из языков, на котором говорит ребенок. И в этом смысле ребенку очень важно воплотить в танце свой образ, научиться слышать партнеров и танцевать вместе. Оттачивать технику, важно не лишать ребенка радости. Развитие координации движений, чувство ритма, крупной моторики. Дети устают от продолжительных репетиций. Как результат теряется интерес к танцу, падает самооценка. На отчетном концерте все должно быть красиво. А вот на празднике важнее его смысл для детей. Создавая себе костюм, ребенок выражает собственный замысел, лучше понимает значение танца. Ребенок очень старается, ему хочется, чтобы было красиво, и признание ценности его творений. Родители не ждут от праздника отчетности, когда регулярно получают обратную связь от воспитателя по поводу своего ребенка и когда в курсе жизни группы. Если родители в течении всего года вовлекаются в жизнь группы, исчезает необходимость делать праздник «отчетным мероприятием». Важно делится с родителями новостями, подчеркивать ценность предстоящего события. Безусловно, часто дело в привычке. Ведь у родителей традиционный образ «детсадовского утренника». Но привычка достаточно быстро меняется, когда они вместе ребенком переживают праздник. После такого праздника родители говорят «будто сами вернулись в детство». И это переживание меняет их отношение к праздникам.
Трудности с которыми может столкнуться воспитатель:
- Сложно самостоятельно придумать праздник и отказаться от готового сценария.
-Сложно импровизировать.
-Трудно найти время для подготовки костюмов вместе с детьми.
-Непонятно как проводить рефлексию.
-Не все родители готовы активно участвовать в празднике.
Что нужно обсудить с коллегами в команде детского сада:
- Как можно наладить диалог с родителями, чтобы праздник не был для них отчетным концертом?
-Как вытроить подготовку к празднику к празднику в группе, чтобы дети были активными участниками?
- Как и когда можно проводит репетиции, чтобы дети не уставали и танцевали и пели с удовольствием, выражая себя?
-Какие праздники придумать вместе с детьми и сделать их групповыми традициями?
Как организовать праздники, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО
В ходе подготовки во время праздника должны быть созданы условия для обеспечения эмоционального комфорта детей и формирования у них чувства собственной значимости. Взрослые должны уважать потребности и интересы детей.
Должны быть созданы условия для развития субъективности, инициативности и самостоятельности ребенка.
Должны быть созданы условия для социально-коммуникативного развития: развития сотрудничества, умения договариваться со сверстниками, помогать друг другу.
Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития детей, поддерживая их идеи, помогая им овладеть культурными средствами.
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться.
Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Как проходят праздники в детском саду
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Из - за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.
Цели организации праздника
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Праздник развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества. Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Этапы работы по организации праздника:
1.Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
2. Работа над сценарием.
3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
4. Репетиции
5. Работа с родителями.
6. Проведение утренника
7. Подведение итогов
8. Последействие праздника.
Подготовка к празднику
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 40 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей; развивать художественно-эстетический вкус; создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
Собираемся на праздник
На музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка, но очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей или мешать им в ходе утренника. Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм, который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого иная.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова. Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки». Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков. На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно.Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям. На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию. Организованно заканчивайте праздник. Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Проведение праздника
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них: говорить не громко (не кричать); ходить спокойно (не бегать); помнить для чего мы находимся в зале; смело показывать свои способности; заботиться друг о друге (не обижать); помогать друг другу (не смеяться); внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому); не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду - это большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы сотрудников.
Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
Подведение итогов
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:
-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений
-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
-праздничное оформление зала.
Родители - желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий».
Детсадовский утренник - это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Подготовка к празднику в детском саду
Уважаемые воспитатели!
Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Цели организации праздника.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Этапы работы по организации праздника:
Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:
1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
2. Работа над сценарием.
3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
4. Репетиции
5. Работа с родителями.
6. Проведение утренника
7. Подведение итогов
8. Последействие праздника.
Подготовка к празднику.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
Собираемся на праздник
Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.
Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого – «Снежная королева» или «Золушка на балу»
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям (например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Воспитатель, не выступающие в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.
Проведение праздника.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.
Подведение итогов.
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:
-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений
-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
-праздничное оформление зала.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»
Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.
Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.